Как жить дружно?. . . . .
Как жить дружно?.
.
.
.
.

Почему дети соперничают друг с другом? Как снизить конкуренцию между детьми в одной семье? Почему старший ребенок не уступает младшему? Как научить братьев и сестер дружить друг с другом? Надо ли родителю регулировать все отношения между детьми в семье?

Основные понятия Сиблинги – дети одной семьи (братья и сестры). Соперничество – борьба с кем-либо в стремлении добиться той же цели и быть равного достоинства и равных результатов. Зависть – чувство досады, вызванное успехом и благополучием другого.

Проблема взаимодействия детей в семье имеет древние корни и описана множество раз со времен первого библейского конфликта. Предметом соперничества детей между собой в семье является родительская любовь, родительское внимание и совместное время. Важно помнить, что дети пришли в семью не одновременно, да еще и обладают разными характером, темпераментами, особенностями развития. Переживая появление сиблинга, старший ребенок часто начинает борьбу со своим братом или сестрой, стараясь превзойти его и вернуть родительское одобрение и любовь полностью. Желание в чем-то превзойти других – одна из распространенных реакций ребенка на окружение. Соперничество, по сути, может отражать попытку ребенка найти замену любви. Конкурентные отношения между детьми в одной семье, как правило, имеют прямое или косвенное поощрение со стороны родителей. Одним из механизмов такой поддержки является повышенное внимание и любовь родителей к ребёнку, преимущественно в качестве награды за какие-либо достижения. Например, когда ребёнок хорошо учится в школе или слушается старших. Соперничество между детьми особенно усиливается, если родители начинают сравнивать своих детей. Вот три наиболее болезненные для детей сферы сравнения: внешность, умственные способности, физические данные. Во-первых, дети становятся чрезвычайно чувствительными, когда дело касается их физических данных. Ощущение своей привлекательности является одним из первых и базовых компонентов самооценки для дошкольников. Во-вторых, дети также чувствительны к вопросу об умственных способностях. Нередко можно услышать такое высказывание: «Наш старший гораздо лучше учится, чем младший» или «Саша опять получил пятерку, бери с него пример!». В такой ситуации ребенок, которому все время ставят в пример его брата или сестру, неизбежно начнет испытывать исключительно негативные эмоции в адрес сиблинга. В-третьих, в дошкольном возрасте, особенно между мальчиками, существует соперничество в связи с физическими данными: ловкостью, скоростью, силой. Еще одной причиной возникновения соперничества может быть ситуация, когда родители выделяют одного ребенка по каким-то особенностям. Они могут считать его более талантливым и проводить с ним больше времени, больше обращать внимание на конкретные аспекты заботы, например, питание. Пристрастное отношение может формироваться и к больному ребенку, ребенку с особыми потребностями, на основании возраста или других отличий. Второй ребенок при этом чувствует себя ненужным.

Об эффективных средствах преодоления сиблинговой конкуренции и конфликтности читайте в Программе просвещения родителей (стр. 149)

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie